Удорские лодочники

09.07.2019 Журнал Регион

Альберт Логинов смастерил около 50 лодок разного типа
Альберт Логинов смастерил около 50 лодок разного типа
зырянка мезенка

На перекатах Мезени и Вашки заводские посудины не годятся

Руководитель общины коренного народа «Удорачи» Альберт Логинов, один из самых известных на Удоре лодочников, говорит, что в каждом населенном пункте района есть несколько человек, которые делают лодки для себя и на заказ. Причем у каждого умельца особенный «почерк».

Без счета

В Удорском районе лодки, в основном, изготавливают по вымскому типу. В соседнем с Удорским Лешуконском районе в Архангельской области такие лодки называют «зырянками», а в Коми – «мезенками». Только они и годятся в здешних местах, поскольку заводские лодки не приспособлены для передвижения по Мезени и Вашке, на которых часто встречаются мелководные участки и перекаты с каменистым дном.
Первую «мезенку» Альберту Васильевичу соорудил односельчанин Леонид Иванович Логинов, у которого он и подсмотрел секреты изготовления вымских лодок. Следующую «мезенку» собирал уже сам, и с тех пор смастерил около 50 лодок разного типа. Говорит, что точного подсчета не вел. У оленеводов есть примета: начнешь считать своих оленей – бог прогневается, и стадо переведется. Так и Альберт Васильевич опасается гнева всевышнего. Его лодки расходятся не только среди односельчан, ими владеют жители Кослана, Усогорска, несколько посудин уплыло в Лешуконский район Архангельской области. Для своего пользования изготовил лодок шесть.

– Заказчики разные бывают. Иные настолько настойчивы, что приходится уступать свою лодку. Так что точного счета не знаю, – пожимает плечами Альберт Васильевич.

Альберт Логинов за работой
Альберт Логинов за работой

Елки – не палки

По словам мастера, самое сложное в процессе сооружения лодки – это поиск и подготовка материала. Для «мезенок» используют еловую древесину. Сначала необходимо выбрать подходящие деревья – они должны быть прямые, ствол высотой не менее восьми метров, без крупных сучьев. На одну лодку требуется три-четыре ели диаметром 28 – 32 см. Причем одна из них на доски, а две – на кокору (так называют нижнюю часть ствола хвойного дерева, выкопанную из земли вместе с крупным корнем под углом к стволу). Кокоры идут на изготовление кормы и носовой части лодки. Еще штук 10 елочек необходимо подобрать на шпангоуты (по-коми мегыр).

– Лесничий говорит: «Бери материал для лодки на делянке, где заготавливают дрова». Но нужной древесины там просто не найдешь! Волей-неволей приходится искать какие-то обходные пути, – сетует Альберт Васильевич.

Из отобранных еловых бревен выпиливают 6-9 досок длиной 8,5 метров и толщиной 1,7 – 2 см. Обычно мастера заказывают распил бревен на ближайшей пилораме. Доски затем просушивают, снова вымачивают и еще раз просушивают. К сборке лодки приступают по весне, когда на улице устанавливается комфортная для мастера теплая погода. Как правило, для сборки лодок не надо специальных помещений, и мастера комплектуют лодки прямо под окнами своих домов.

Тристан Хамел (Франция) и Владимир Емушев
Тристан Хамел (Франция) и Владимир Емушев

Вашкинская серия

Мастер-лодочник из села Ертом Владимир Николаевич Емушев свои лодки узнает по транцу (транец – особый, плоский срез кормы лодки). Мастерить лодки, в отличие от Альберта Васильевича, он начал уже в зрелом возрасте, в 40 лет, когда перепробовал все возможные варианты трудоустройства, но все равно оказался безработным. Сначала ликвидировали Госпромхоз «Удорский», где он работал трактористом, затем закрылся и лесхоз, в котором Владимир Николаевич освоил практически все специальности: и лес валил да возил, и доски пилил на пилораме. Азы «кораблестроения» постигал с помощью своего дяди Николая Степановича Максимова. Первую лодку сделал для себя и не собирался работать на заказы, но под давлением родственников, увещевавших его на все лады, изготовил-таки еще две лодки. И понеслось!

За прошедшие с тех пор 14 лет укомплектовал более 40 лодок. Собирает он лодки с использованием жестяных листов, и если у Альберта Васильевича на одну лодку уходит до 9 досок, то у Владимира Николаевича – три (одно – на дно, и две – на борта). И шпангоутов на посудинах Емушева раза в два меньше, чем у Логинова. Жестяные листы покупает в Сыктывкаре, везет на нескольких автомобилях, скооперировавшись со своими знакомыми. Лодку собирает дня за четые, иногда за пять. За сезон успевает смастерить по пять посудин. На следующий год уже три лодки заказали. В среднем, при должном уходе, его лодки служат по 10 лет. Впрочем, «мезенки» примерно столько же.

Ертомский мастер Емушев мастерит лодки по-вашкински. Вашкинские посудины короче в длину, корма и носовая часть тоже отличаются от «мезенок». В Ертоме, кроме него, этим ремеслом занимается еще один мастер – Николай Тимофеевич Захаров.

Посмотреть на работу Емушева в 2012 году приезжала группа иностранцев из Финляндии, Канады, Франции. Заместитель председателя финского студенческого движения «Друзья родственных народов», ныне сотрудник Хельсинкского архива Нико Партанен заснял весь процесс изготовления лодки. Жаль, что передал мастеру только несколько снимков. Не лишним было бы иметь при себе и показывать всем желающим заснятое Нико видео в качестве учебного фильма по изготовлению деревянных лодок. Хочешь-не хочешь, а серийное производство «выдавливает» с рынка мастеров, работающих вручную, и секреты старинного ремесла могут быть утрачены для будущих поколений.

И все же у нынешних умельцев есть последователи. По словам Альберта Васильевича, только в Большой Пыссе он обучил ремеслу еще троих односельчан, и все они с его легкой руки теперь мастерят лодки. Так что будем надеяться, что удорскому «флоту» быть!

Ольга САЖИНА

Фото Нико Партанена (Финляндия) и из архива Фонда «Серебряная тайга»

Материал прислала Людмила Муравьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *