
В Соломбале на Мосеевом острове лежит старая деревянная спасательная шлюпка. Приводная. Это значит — без вёсел. Спасшиеся в шлюпке качают вперед-назад рычаги, а специальный механизм преобразует движение рычагов во вращение гребного вала с винтом. Зачем такое придумано, если можно было вёслами? Веслами можно, если в шлюпке окажутся те, кто умеют грести, и главное, умеют это делать по команде, как один. Но случиться может всё что угодно. Шлюпка на 36 человек. Окажутся в ней простые люди в состоянии паники — никуда уплыть не сумеют, еще и тех кто на воде поубивают вёслами. А с рычагами — сиди да качай туда-сюда, как на дрезине.



Хорошо виден спасательный леер с поплавками вдоль борта. Он предназначен для того, чтобы люди, находящиеся в воде, могли ухватиться за него руками. Ниже леера, если приглядеться, можно увидеть подводный поручень. За него держатся в том случае, если шлюпка перевернётся.


Жители Архангельска, кто постарше, помнят пассажирский теплоход «Буковина», курсировавший по маршруту Архангельск — Соловецкие острова. Был такой туристический маршрут выходного дня: в пятницу отход от Морского-Речного вокзала, прибытие на Соловки — возвращение в воскресенье. В перечне спасательных средств теплохода упоминаются приводные спасательные шлюпки вместимостью 58 человек каждая.
